четверг, 13 мая 2021 г.
Арт-терапия. Техники и упражнения.
среда, 28 апреля 2021 г.
Живописный этюд
Живописный этюд "Горная долина"
понедельник, 12 апреля 2021 г.
Арт-терапия. Как использовать на практике
Арт-терапия. Как использовать на практике
Арт-терапия. Первая и главная заповедь.
Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Арт-терапия.Вторая заповедь.
Арт-терапия.Третья заповедь.
В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сечас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.
Какие же существуют общие упражнения арт-терапии и рекомендации?
Арт-терапия. Рекомендации.
Создавайте следующие тематические рисунки для арт терапии:
- Рисунок самого себя,
- Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,
- Рисунок человека вообще,
- Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)
Арт-терапия.Упражнения с цветами.
- Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
- Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
- Выберите цвета для арт терапии, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
- Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.
Упражнения арт-терапии с каракулями
- Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).
- Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.
Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами
Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином
- «Вылепите свою проблему»
- «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,
- трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите
Использую арт терапию сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов
- Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала
- Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно
Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.
Упражнение арт-терапии «Автопортрет в натуральную величину»
И в заключение об арт-терапии...
четверг, 4 марта 2021 г.
"ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ НАРУШЕНИЙ..."
"ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ НАРУШЕНИЙ"
Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.
Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства»1, получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.
Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.
В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Миловская, И. В. Евтушенко).
Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкина, И. А. Грошенков, О. В. Боровик), дошкольников с задержкой психического развития (Е. А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г. В. Кузнецова), аутичных детей (О. С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.
Большие возможности изобразительной деятельности для развития познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка, формирования и совершенствования его речи, слухо-зрительного восприятия подтверждают работы М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной.
Влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий школьников с нарушением слуха на развитие речевой функции, слухового восприятия, моторики раскрывается в работах Е. З. Яхниной.
Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.
Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется двумя путями:
— путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства;
— путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.
Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством.
Польский эстетик Б. Дземидок видит функцию катарсиса в разрядке чувств, поэтому, по его мнению, он свойствен всем жанрам искусства.
По мнению Ю. А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и "...теряющем в нем свою целостность и гармонию, в момент проживания произведения искусства происходит выход из суетных состояний (“вся выше мира и страстей” — А. С. Пушкин), погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония, человек переживает собой целесообразность мира и свою значимость, встроенность в мир, “очищаясь” от случайности и дробности быта»1. При этом очищение («катарсис») возникает как на уровне физиологических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма.
Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».
Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К. С. Станиславский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа. Театр — могущественная сила душевного воздействия на людей.
Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса — одну из основных психологических установок в отношении искусства. Благодаря катарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей в художественном произведении поднимается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего как бы перерождаются. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветления.
Психологическая природа катарсиса, по мнению Т. А. Флоренской (1982), определяется состоянием душевной гармонии, появляющейся благодаря нацеленности личности на высшие, общечеловеческие идеалы, расширению границ индивидуального сознания до всеобщего.
Катарсис связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведение искусства. Далеко не все дети с проблемами подготовлены к осуществлению этой работы. Поэтому получить эффект катарсиса можно при условии обучения ребенка с проблемами восприятию художественного произведения. Процесс же восприятия детей с разными отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения.
Так, у детей с нарушением зрения катарсистического эффекта легче добиться через восприятие музыкальных инструментальных и вокальных произведений, а у ребенка с нарушением слуха через общение с изобразительным, танцевальным искусством.
Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.
Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/MAaso2001/AML-001.HTM#$p1]
четверг, 11 февраля 2021 г.
вторник, 9 февраля 2021 г.
Методические рекомендации по организации сопровождения для детей с аутистическими нарушениями
Методические рекомендации по организации
сопровождения для детей с аутистическими
нарушениями
В настоящее время нормативными актами сопровождение предусмотрено для детей с
особенностями психофизического развития, если:
· у ребенка
аутистические нарушения (письмо Министерства образования Республики Беларусь от
25.07.2016 г. № 14-03-15/2620/рс);
· ребенок незрячий
(постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. №
136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп
интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов
интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса
в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства
образования Республики Беларусь»);
· у ребенка
нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко
выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) (постановление
Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 136).
Об организации сопровождения для детей с
аутистическими нарушениями:
В соответствии с постановлением Министерства труда и
социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 26 в разделе 2
«Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь
от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника
должностей служащих» в новой редакции изложены квалификационные характеристики
должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель». Это позволяет
обеспечивать в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального
образования персональное сопровождение в образовательном процессе учащихся с
аутистическими нарушениями. В соответствии с письмом Министерства образования
Республики Беларусь от 25.07.2016 г. № 14-03-15/2620/рс целесообразность
персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями определяется
специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). При этом в
заключении ЦКРОиР указывается на необходимость сопровождения данного ребенка в
индивидуальном порядке или в группе (например, 2 или 3 обучающихся). Кроме
целесообразности и формы (в индивидуальном порядке или в группе) в заключении
ЦКРОиР указывается длительность персонального сопровождения ребенка с
аутистическими нарушениями, и как правило, это один учебный год.
Пример 1. Персональное сопровождение в
группе из 3 человек в 2020/2021 учебном году.
Пример 2. Персональное сопровождение в
индивидуальном порядке в 2020/2021 учебном году.
По истечении указанного в заключении ЦКРОиР периода
персонального сопровождения в образовательном процессе ребенка с аутистическими
нарушениями и в случае, если требуется дальнейшее персональное сопровождение,
законному представителю ребенка необходимо повторно обратиться в ЦКРОиР. При
этом руководителем учреждения образования, в котором был организован
образовательный процесс для ребенка, в ЦКРОиР направляются следующие документы:
· ходатайство о персональном
сопровождении ребенка с аутистическими нарушениями, в котором указывается
оптимальная форма персонального сопровождения (индивидуально/в группе);
· психолого-педагогическая
характеристика обучающегося.
Если специалистами ПМПК вопрос о целесообразности
персонального сопровождения ребенка с аутистическими напрушениями был решен
положительно и прописан в заключении ЦКРОиР, то дальнейшие действия законного
представителя – передать данное заключение руководителю того учреждения
образования, в котором был/будет организован образовательный процесс для
ребенка.