четверг, 13 мая 2021 г.

Арт-терапия. Техники и упражнения.


 


Самостоятельная арт-терапия. 

Упражнение “Рисунок: как понять свои чувства”? 

Цель: увидеть свои чувства и эмоции, найти контакт внешнего мира с внутренним. 
Временные затраты на упражнение: 15-20 минут. 
Материалы: стандартный лист А4, кисти, акварель или гуашь. 
Как выполнять: на стол положите лист бумаги, закройте глаза на несколько минут. Попытайтесь понять, увидеть, что с вами происходит? Что вы чувствуете? Что вас гнетёт, что радует? Попробуйте “увидеть” образы, а затем — перенесите на лист то, что увидели. Не задумывайтесь ни о чём, просто рисуйте, иногда меняя цвета. Когда поймёте, что нужно остановиться, отложите кисть. Посмотрите на рисунок и задайтесь вопросами: довольны ли вы своим творением? отражены ли увиденные образы на рисунке? что они вам напоминают? Запишите от трёх и более ассоциаций, которые у вас возникли; те чувства, что вы изобразили на рисунке (по вашим ощущениям). Что бы сказал вам рисунок, если бы мог? Какие незначительные действия, которые вы готовы сделать сиюминутно, позволят вам чувствовать себя свободнее?  

Поделка или рисунок с отпечатками. 

Данное упражнение необходимо делать тем, кому недостаёт уверенности в себе. 
Временные затраты небольшие (всего 10-15 минут), но отдача от упражнения очень большая. Оно помогает увидеть и понять, что наши отпечатки, как и мы сами, являются абсолютно уникальными. Нигде не найдёшь похожих, и именно этот факт помогает почувствовать себя увереннее, полюбить себя. В упражнении можно использовать чернила и краски. 

Коробка счастья. 

Оно помогает понять свои сильные стороны и положительные качества, выявить, чего вам не достаёт. 
Принцип выполнения: нужно сделать карточки с перечислением положительных качеств — тех, которые у вас есть и тех, которыми хотите обладать. Можно приклеить вырезки на коробку, а можно из самих карточек создать куб. Внутрь можно положить вещи, которые вас поддерживают: фотографии близких, различные напоминалки, которые стимулируют изменения в вас. 

 Арт-клякса. 

По принципу оно схоже с тестов Роршаха. Нужно сложить бумажный лист вдвое, на одной из внутренних сторон нарисовать что-нибудь акварелью или чернилами, а затем — сложить, чтобы в результате получить отпечаток. Необходимо описать, что вы видите на листе. 

Ловец снов. 

Кроме того, что создание ловца снов — безумно увлекательный процесс (нанизывание бусен, подбор цветов), он ещё и помогает в борьбе с плохими сновидениями. Данный амулет предназначен для ловли мыслей, сновидений и мечт. 

Карта памяти. 

Карта памяти позволяет визуализировать процессы, происходящие в разуме, выяснить, что из себя представляют из себя ваши мысли. 
Суть данного упражнения — рисунок самого себя, своей головы. 
Необходимо представить процесс запоминания и обдумывания, показать, как мысли от вашей головы расходятся волнами в разные стороны. Это может помочь выявить новый способ запоминания и систематизации информации. 

Лепка руки в гипсе.

Данный метод — гипсовый слепок руки — необходимо для напоминания о том, что вы сделали или можете сделать хорошего. Распишите все те действия, которые вы готовы сделать, и начните их выполнять. Заряд хорошего настроения вам точно обеспечен. 

Рисунок якоря.

Здесь нужно подумать, что такое якорь, что он делает? Кто в вашей жизни исполняет роль якоря, кто стабилизирует вас? После ответов на эти вопросы примитесь за поделку. Украсьте якорь дорогими сердцу вещами, своими близкими. Почувствуйте, кто и что делает вас сильнее, упорнее. Якорь — всего лишь символ, который поможет вам осознать это. 

Создание коллажа для мотивации. 

Обычно такие поделки вешают в самые проходимые места, чтобы они постоянно мелькали перед глазами. Наполнение: различные картинки, которые бы описывали жизнь вашей мечты, мотивирующие фразы, вдохновляющие образы. Коллаж на успокоение Сделайте вырезки из изображений, которые помогают вам почувствовать умиротворение, настроиться на позитивный лад. Цветовая гамма не имеет особо значения, но лучше, если она будет в пастельных цветах — именно они помогут почувствовать вам покой. Ещё один вариант — создать коллаж, где будет преобладать ваш любимый цвет.
Источник: https://or-sun.ru/uprazhneniya-art-terapii/

среда, 28 апреля 2021 г.

Живописный этюд

 Живописный этюд "Горная долина"



Сегодня я предлагаю вам выполнить живописный этюд  с изображением горной долины.
Для этой работы понадобится гуашь, кисточка, ватные палочки и бумага (того формата, на котором вам будет удобнее заниматься творчеством).
         Итак, приступим?
          

1. Намечаем карандашом линию горизонта и начертания гор.
2. Делаем растяжку от голубого до светло-голубого и изображаем небо.
3. Делаем растяжку от светло зеленого до насыщенно-зеленого и изображаем луг.
4. Пишем горы, смешивая подходящие для этого цвета гуаши.

5. Берем белую гуашь, сухую кисточку (желательно с жестким ворсом) и пишем снег на вершинах гор.
6. А теперь, при помощи ватной палочки изображаем цветущий луг.


Такую работу с удовольствием выполняют дети младшего школьного возраста.
Желаю творческих успехов!
А вот, что получилось у нас....)
















понедельник, 12 апреля 2021 г.

Арт-терапия. Как использовать на практике

Арт-терапия. Как использовать на практике


Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации... Не секрет, что очень многие люди, проживая внешне вполне успешную жизнь, пренебрегают этой базовой потребностью, что вызывает хроническую неудовлетворённость своим бытием-в-мире, попросту — делает нас несчастливыми.

Но самые яркие результаты арт терапии (видимые сразу же, и невооружённым глазом) арт-терапия даёт тогда, когда к ней прибегают в состоянии сильного стресса. Вот тут ей нет равных, среди прочих психотерапевтических методик.

Однако, как говорится, не надо доводить себя до такого состояния, когда мы уже кидаемся делать с собой хоть что-нибудь (хоть арт-терапию!), лишь бы отступили: депрессия, панический страх, психосоматические симптомы запущенного невроза в нашем любимом теле... Арт-терапию нужно применять регулярно, «за три года до болезни», в качестве постоянной профилактики стресса.

Почему же? Дело в том, что творческая деятельность обладает уникальным свойством: она выносит на поверхность (лист бумаги, к примеру) всё потаённое, что мы не осознаём и что подспудно нас душит...

«Правополушарное» рисование, лепка и пр. обходит ловко цензуру нашего сознания, которое обычно не пропускает негативные мысли, подлинные переживания и вообще всё относящееся к глубоким бессознательным процессам. «Цензура сознания» не пропускает слова — но она бессильна перед образами, перед выбором цветовых пятен, перед каракулями...

Арт-терапия. Первая и главная заповедь.

Вы должны навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник» или «Нарисованную мною корову легко спутать с собакой»! Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится и даже противопоказана. Здесь перед нами стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.

Арт-терапия.Вторая заповедь.

Рисунок арт терапии (или скульптура или инсталляция) должны анализироваться в первую очередь самим автором, а не психотерапевтом. В случае, если Вы работаете одни, то о психотерапевте и его интерпретациях вообще не может идти речи. Почему так? Дело в том, что арт-терапия является так называемой «инсайт-ориентированной» методикой, то есть она нацелена на достижение инсайта. Что же это такое? По-русски психологи перевели слово «инсайт» как «АГА-Эффект». Это значит, что анализируя (то есть по просту — созерцая) своё творение, человек сам понимает кое-что такое о себе и своей проблеме, чего ни скажет ему ни за какие деньги никакой, даже самый умудрённый практикой психотерапевт... Более того, считается, что пациент, ну почти ОБЯЗАН сам прийти к такому пониманию.

Это бывает не с первого раза и никогда сразу же после завершения рисунка. Но это бывает всегда. Поэтому созданный «шедевр» нужно откладывать в сторону и возвращаться к нему время от времени, рассматривая с разных ракурсов и в разном настроении.

Арт-терапия.Третья заповедь.

В любом случае, даже если вы с трудом понимаете: чем и для чего Вы сечас занимаетесь, даже если до инсайта Вам ещё далеко, — помните, что арт-терапия лечит уже по факту, по факту того, что Вы это делаете. Вы можете не понимать механизм, но после создания рисунка Вам уже станет легче. Помните об этом всегда.

Какие же существуют общие упражнения арт-терапии и рекомендации?

Арт-терапия. Рекомендации.

Во-первых, если Вас душит агрессия и другие очень негативные, разрушительные эмоции — Вам всегда стоит предпочесть — лепку. В этом случае арт терапия и в частности рисунок будет Вас только раздражать, а вот лепка, наоборот — успокоит.

Во-вторых, всегда (особенно на первых порах) предпочитайте рисунок арт терапии наклеиванию коллажей, вырезанных из журналов. Создание коллажей — это последняя, самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы, когда вся основная «чёрная работа» уже сделана и можно наслаждаться чистым созерцанием при минимуме творческих усилий. Начинают с рисунка.

В третьих, всегда имейте самый широкий выбор цветовой палитры для арт терапии — карандашей, красок или фломастеров. Однако, предпочитайте краски. Потому что кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линии, которых требует карандаш, менее способствуют раскрепощению, особенно на первых порах.

В червёртых, для создания рисунков не пользуйтесь линейкой, циркулем и прочими приспособлениями для получения более «красивого» изображения. Все арт-терапевтические рисунки нужно выполнять от руки.

В пятых, занимаясь арт-терапией, Вы можете создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Вы хотите рисовать «программные рисунки», то воспользуйтесь традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.

Заново создавая такие традиционные архетипы как «дом», «дерево», «человек», Вы легче достигнете инсайта — то есть найдёте общий язык со своим бессознательным, поймёте исходящие от него сигналы.

Создавайте следующие тематические рисунки для арт терапии:

  1. Рисунок самого себя,
  2. Рисунок своей (можно воображаемой) семьи,
  3. Рисунок человека вообще,
  4. Рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ)

Арт-терапия.Упражнения с цветами.

  1. Выберите (из богатой цветовой палитры) два цвета. Первый — тот, который Вам наиболее предпочтителен в данный момент. Второй — наименее предпочтительный. Нарисуйте на едином листе бумаги два рисунка, используя оба эти цвета.
  2. Выберите из цветовой палитры три цвета, которые по Вашему впечатлению составят красивую гармоничную композицию и нарисуйте с их помощью абстрактный или вполне конкретный рисунок.
  3. Выберите цвета для арт терапии, которые по вашему мнению выражают Вашу личность или Ваш характер и создайте с их помощью композицию.
  4. Выберите цвета, которые по Вашему ощущению «нейтрализуют» Ваши негативные переживания и используйте их в создании любого рисунка.

Упражнения арт-терапии с каракулями

  1. Нарисуйте сложный клубок линий, бессмысленно и свободно рисуя по поверхности листа. Постарайтесь «увидеть» в этих каракулях некий образ и развивайте этот образ уже осмысленно – используя те же краски (карандаш) и написание короткого рассказа (комментария).
  2. Заведите «дневник каракулей» в отдельном блокноте для рисования. Ведите его строго определённый промежуток времени. (Один рабочий день, неделя) Проследите изменения в этих каракулях. После окончания срока «эксперимента» напишите рассказ на основе этих каракулей.

Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами

Эти упражнения арт-терапии продолжают и развивают идею знаменитого теста Роршаха, только вместо анализа готового стандартизированного стимульного материала Вы будете создавать свои собственные абстракции и анализировать их, что гораздо интересней!

Возьмите тушь, чернила, жидко разведённую гуашь и капните этим посредине плотного листа ватманской бумаги. Затем по методике арт терапии сложите бумагу пополам и прижмите сложенные части друг к другу, аккуратно разглаживая их. Разверние лист бумаги. Вы увидите очень красивый, симметричный абстрактный рисунок. Сделайте серию таких «пятен роршаха», используя разные цвета, а затем попытайтесь описать свои рисунки, дав каждому из них название и характеристику.

Упражнения арт-терапии с глиной, воском, тестом или пластилином

  1. «Вылепите свою проблему»
  2. «Поговорите» с ней, высказав ей всё, что хотите,
  3. трансформируйте её (можно очень грубо) в то, что захотите


Использую арт терапию сделайте отпечаток своей руки, ступни, разных предметов

  1. Заготовьте много шариков разных размеров из любого пластичного материала
  2. Закрыв глаза, вылепите из этих шариков что угодно

Сделайте групповую композицию на заданную тему за короткий установленный срок времени.

Упражнение арт-терапии «Автопортрет в натуральную величину»

Это единственное упражнение арт-терапии, которое нельзя сделать в одиночку — Вам понадобится партнёр и ... очень большой лист бумаги.

Вы должны лечь на этот лист, чтобы партнёр мог обвести Вас по контуру Вашего тела.

После этого в арт терапии вы создаёте «Образ самого себя». Дорисовываете. Раскрашиваете так, чтобы объяснить своим рисунком: что же происходит внутри Вас, как по телу текут «энергетические токи», как чувствуют себя различные части Вашего тела, какого они цвета...

И в заключение об арт-терапии...

Арт-терапия применяется ко взрослым людям, для решения их «взрослых» проблем. Но будет очень неплохо, если Вы будете заниматься ею регулярно и со своими детьми - так Вы сможете отслеживать малейшие изменения в их эмоциональном состоянии, увидите их глубинные и неосознаваемые переживания себя и своего места в семье.

Мы перечислили только самый минимум арт-терапевтических методов самодиагностики и самоисцеления. Арт-терапия — это увлекательнейший мир, в котором вам предстоит совершить много самостоятельных открытий.


четверг, 4 марта 2021 г.

"ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ НАРУШЕНИЙ..."

 "ВЗГЛЯДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И КОРРЕКЦИИ ИМЕЮЩИХСЯ У НИХ НАРУШЕНИЙ" 

Современные специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

На важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко и др.

Ученые все больше указывают на возможности искусства в коррекции психических процессов у детей, тем самым подтверждая идею «воспитание посредством искусства»1, получившую распространение в начале XX в. Э. Сурно, известный работами в области эстетического воспитания, отмечает, что искусство является важным средством воспитания, влияет на нравственность ребенка, а также формирует его мышление, воображение, эмоции и чувства.

Отечественные специалисты в области художественной педагогики Н. И. Сакулина, Н. А. Ветлугина, В. А. Езикеева, Т. С. Комарова и другие утверждают, что процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательные и эмоциональные моменты. Художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, способность различать цвет, форму, звуки, подводит его к более глубокому восприятию богатства красок, линий и их сочетаний, обеспечивает понимание языка различных видов искусства.

О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л. С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра).

Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние искусства на детей с различными отклонениями в развитии.

В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания (С. М. Миловская, И. В. Евтушенко).

Изучение влияния изобразительной деятельности на развитие детей с умственной отсталостью (О. В. Гаврилушкина, И. А. Грошенков, О. В. Боровик), дошкольников с задержкой психического развития (Е. А. Екжанова), детей, страдающих ДЦП (Г. В. Кузнецова), аутичных детей (О. С. Никольская) показало, что занятия рисованием способствуют сенсорному развитию детей, формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Большие возможности изобразительной деятельности для развития познавательной сферы глухого и слабослышащего ребенка, формирования и совершенствования его речи, слухо-зрительного восприятия подтверждают работы М. Ю. Рау, Е. А. Сошиной.

Влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий школьников с нарушением слуха на развитие речевой функции, слухового восприятия, моторики раскрывается в работах Е. З. Яхниной.

Занятия театрализованной деятельностью детей с задержкой психического развития дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории (Е. А. Медведева).

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка с проблемами, реализует познавательные интересы детей. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет ребенку с проблемами в развитии ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей с различной недостаточностью, активизация потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функций искусства.

Социально-педагогическое направление коррекционной работы с детьми с проблемами посредством искусства осуществляется двумя путями:

— путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через произведения искусства; 

— путем деятельности, связанной с искусством (художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованно-игровой).

Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребенка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка с проблемами в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребенок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребенка с проблемами, утверждению в нем чувства социальной значимости.

Все виды искусства, с которыми ребенок с проблемами соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции. Психокоррекционный эффект воздействия искусства на ребенка с проблемами выражается также в том, что общение с искусством помогает ему «очиститься» от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений и вступить на новый путь отношений с окружающим миром.

О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством.

Польский эстетик Б. Дземидок видит функцию катарсиса в разрядке чувств, поэтому, по его мнению, он свойствен всем жанрам искусства.

По мнению Ю. А. Огородникова, «эффект катарсиса происходит также из-за того, что в человеке, погруженном в дробность быта и "...теряющем в нем свою целостность и гармонию, в момент проживания произведения искусства происходит выход из суетных состояний (“вся выше мира и страстей” — А. С. Пушкин), погружение в гармонию, и от этого нарастают внутреннее единство и гармония, человек переживает собой целесообразность мира и свою значимость, встроенность в мир, “очищаясь” от случайности и дробности быта»1. При этом очищение («катарсис») возникает как на уровне физиологических функций, так и на психодуховном уровне человеческого организма.

Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство».

Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К. С. Станиславский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа. Театр — могущественная сила душевного воздействия на людей.

Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса — одну из основных психологических установок в отношении искусства. Благодаря катарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей в художественном произведении поднимается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего как бы перерождаются. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъема и просветления.

Психологическая природа катарсиса, по мнению Т. А. Флоренской (1982), определяется состоянием душевной гармонии, появляющейся благодаря нацеленности личности на высшие, общечеловеческие идеалы, расширению границ индивидуального сознания до всеобщего.

Катарсис связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведение искусства. Далеко не все дети с проблемами подготовлены к осуществлению этой работы. Поэтому получить эффект катарсиса можно при условии обучения ребенка с проблемами восприятию художественного произведения. Процесс же восприятия детей с разными отклонениями в развитии имеет свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения.

Так, у детей с нарушением зрения катарсистического эффекта легче добиться через восприятие музыкальных инструментальных и вокальных произведений, а у ребенка с нарушением слуха через общение с изобразительным, танцевальным искусством.

Ребенок с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства, дает позитивные изменения в своем развитии. На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений. Ребенок после общения с искусством становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной, познавательной сферах.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства связаны с предоставлением ребенку с проблемами практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполненных песен, плясок и т. д.) повышает самооценку, самоприятие ребенка с проблемами в развитии. И именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/MAaso2001/AML-001.HTM#$p1]

вторник, 9 февраля 2021 г.

Методические рекомендации по организации сопровождения для детей с аутистическими нарушениями

 

Методические рекомендации по организации

сопровождения для детей с аутистическими нарушениями

 

В настоящее время нормативными актами сопровождение предусмотрено для детей с особенностями психофизического развития, если:

· у ребенка аутистические нарушения (письмо Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2016 г. № 14-03-15/2620/рс);

· ребенок незрячий (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»);

· у ребенка нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием) (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 г. № 136).

Об организации сопровождения для детей с аутистическими нарушениями:

В соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 6 июня 2016 г. № 26 в разделе 2 «Специалисты» приложения к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих» в новой редакции изложены квалификационные характеристики должностей «Воспитатель дошкольного образования» и «Воспитатель». Это позволяет обеспечивать в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования персональное сопровождение в образовательном процессе учащихся с аутистическими нарушениями. В соответствии с письмом Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2016 г. № 14-03-15/2620/рс целесообразность персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями определяется специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР). При этом в заключении ЦКРОиР указывается на необходимость сопровождения данного ребенка в индивидуальном порядке или в группе (например, 2 или 3 обучающихся). Кроме целесообразности и формы (в индивидуальном порядке или в группе) в заключении ЦКРОиР указывается длительность персонального сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями, и как правило, это один учебный год.

Пример 1. Персональное сопровождение в группе из 3 человек в 2020/2021 учебном году.

Пример 2. Персональное сопровождение в индивидуальном порядке в 2020/2021 учебном году.

По истечении указанного в заключении ЦКРОиР периода персонального сопровождения в образовательном процессе ребенка с аутистическими нарушениями и в случае, если требуется дальнейшее персональное сопровождение, законному представителю ребенка необходимо повторно обратиться в ЦКРОиР. При этом руководителем учреждения образования, в котором был организован образовательный процесс для ребенка, в ЦКРОиР направляются следующие документы:

 · ходатайство о персональном сопровождении ребенка с аутистическими нарушениями, в котором указывается оптимальная форма персонального сопровождения (индивидуально/в группе);

· психолого-педагогическая характеристика обучающегося.

Если специалистами ПМПК вопрос о целесообразности персонального сопровождения ребенка с аутистическими напрушениями был решен положительно и прописан в заключении ЦКРОиР, то дальнейшие действия законного представителя – передать данное заключение руководителю того учреждения образования, в котором был/будет организован образовательный процесс для ребенка.